История создания и развития гражданской обороны в России.

Началом пути ГО в нашей стране считается 1918 год. Изданное Комитетом революционной обороны воззвание «К населению Петрограда и его окрестностей» устанавливало правила поведения населения в условиях воздушного нападения и явилось первым документом, определяющим мероприятия ГО.

Исторической датой создания Гражданской обороны в России является 4 октября 1932 года, когда Совнарком СССР утвердил Положение о противовоздушной обороне территории Союза ССР. Этот документ послужил основой для создания организации, призванной решать сложные и ответственные задачи по защите населения и экономики страны от нападения противника с воздуха. Необходимость в МПВО, затем – гражданской обороне, объяснялась возраставшей угрозой империалистической агрессии против нашего государства.

С этого времени в стране стали проводиться мероприятия централизованной общественной организации – МПВО.

Система ГО должна была обеспечить выполнение масштабных мероприятий в условиях мирного и военного времени. И она, как свидетельствует 80-летняя история существования, со своими задачами справилась.

На этом этапе все мероприятия ПВО и ПХО были объединены в общегосударственную систему под общим руководством Наркомата по военным и морским делам.

Содержанием второго этапа (ноябрь 1932 – июль 1941 г.г.) является комплекс военно-политических и организационных мероприятий по защите населения и народного хозяйства страны.

МПВО выделяется в самостоятельную систему оборонно-массового характера для решения широкого круга оборонных задач под общим руководством СНК в центре и органов Советской власти на местах.

Третий этап (июнь 1941 – 1945 г.г.) охватывает годы Великой Отечественной войны.

В соответствии с постановлением СНК от 2 июля 1941 года № 18/12 «О всеобщей обязательной подготовке населения к противовоздушной обороне», была развернута большая организационная работа по формированию групп самозащиты МПВО.

Опыт войны показал, что от успешного решения задач по организации МПВО – ГО в значительной степени зависела не только бесперебойная работа промышленности и транспорта, но и высокое морально-политическое состояние войск.

Гражданская оборона страны из местной перерастает в стратегическую задачу страны.

Четвертый этап (июнь 1945 – июль 1961 г.г.) – этап совершенствования МПВО, связанный с поиском наиболее эффективных путей защиты населения и народного хозяйства от применения ОМП в условиях начавшейся «холодной» войны.

На этом этапе руководство МПВО – ГО было возложено на исполнительные органы Советов депутатов трудящихся краев, областей, городов и районов.

Пятый этап (июль 1961 – сентябрь 1971 г.г.) характеризуется глубокими структурными изменениями МПВО. МПВО преобразована в ГО СССР. Задачи, стоящие перед ГО страны, резко изменились. ГО становится составной частью системы общегосударственных оборонных мероприятий, проводимых в мирное и военное время с целью защиты населения и объектов народного хозяйства от оружия массового поражения. 

ГО стала строиться по территориально-производственному принципу. 

В основу защиты населения принята идея проведения массовой эвакуации населения из городов в загородные зоны и обеспечение персонала, который оставался работать на предприятиях, средствами защиты и убежищами.

Шестой этап (октябрь 1971 – июль 1987 г.г.) связан с новыми структурными изменениями, связанными с усилением гонки вооружений и достижением СССР стратегического паритета. Руководство ГО было возложено на МО СССР. Была повышена эффективность руководства деятельностью ГО со стороны советских и военных органов управления министерств и ведомств.

Седьмой этап (август 1987 – декабрь 1991 г.г.) является этапом позитивных перемен в военно-политической ситуации окончания «холодной войны» и переключения значительной части сил ГО на решение экологических и хозяйственных проблем. На ГО возложены задачи по защите населения и территорий от стихийных бедствий, аварий, катастроф в мирное время.

27 декабря 1990 года было принято постановление Совета министров РСФСР № 606 «Об образовании Российского корпуса спасателей» (на правах государственного комитета РСФСР), а также формировании единой государственно-общественной системы прогнозирования, предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Восьмой этап – (с декабря 1991 года по настоящее время) начали с упразднения государственных структур СССР, образования СНГ и создания Российской системы предупреждения и действий в ЧС (РСЧС), в которую органически вошла ГО РФ.

19 ноября 1991 Указом Президента РСФСР Б.Н. Ельцина № 221 был создан Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР (ГКЧС РСФСР), председателем которого был назначен Сергей Кужугетович Шойгу.

Этим же Указом создан Штаб войск Гражданской обороны РСФСР и 9 региональных центров по делам ГОЧС в городах Москва (Центральный РЦ), Санкт-Петербург (Северо-Западный РЦ), Ростов-на-Дону (Северо-Кавказский РЦ), Самара (Приволжский РЦ), Екатеринбург (Уральский РЦ), Новосибирск (Западно-Сибирский РЦ), Красноярск (Восточно-Сибирский РЦ), Чита (Забайкальский РЦ) и Хабаровск (Дальневосточный РЦ).

За эти годы не было такой чрезвычайной ситуации, где бы ни принимали участие спасатели МЧС, которые признаны лучшими в мире.

На территории Ростовской области руководство ГО осуществляли исполкомы Советов депутатов трудящихся, а на объектах народного хозяйства - их руководители. 

В 70-80 годы, когда жизнь начала поворачивать ГО от чисто оборонных мероприятий к решению задач мирного времени, все чаще стали привлекаться силы ГО, в том числе и невоенизированные формирования, к ликвидации последствий стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф.

В 1994 году в городе была создана Ростовская областная объединенная поисково-спасательная служба (ПСС), в состав которой входил и городской поисково-спасательный отряд.

В настоящее время в России сформирована и эффективно действует единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), которая является национальной системой противодействия кризисным явлениям.

В настоящее время в Зимовниковском районе функционирует муниципальное звено территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Оно объединяет органы управления, силы и средства объектов экономики, организаций и учреждений, сфера деятельности которых осуществляется на территории района, районных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение задач по защите населения и территорий, предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера.

Координационными органами на территории района являются:

на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) - комиссия Зимовниковского муниципального района по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности;

на объектовом уровне - комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности: ГУ "Калачеевская районная станция по борьбе с болезнями животных", МБУЗ «Калачеевская ЦРБ», МП «Райводснаб», Калачеевский РЭС ОАО «МРСК Центра» - «Воронежэнерго», Калачеевское ЛПУМГ ООО «Газпром трансгаз Волгоград», Калачеевский ЛТЦ ОАО «ЦентрТелеком», Филиал «Калачгаз» ОАО «Воронежоблгаз», ООО ДСО «Калачеевская», Калачеевский филиал ОАО «Воронежавтодор», ЗАО «СУ-5», ОАО «Комбинат мясной Калачеевский», ОАО «Кристалл», ООО СХП «ППХ Заброденское», Калачеевский цех ЗАО «Воронеж-Терминал», ОАО «Комбинат хлебопродуктов Калачеевский», ОАО «Калачеевское автопредприятие», Калачеевский филиал ОАО «Воронежтеплоэнерго-Сервис».

Основными задачами комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в соответствии с их компетенцией являются:

а) разработка предложений по реализации государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

б) координация деятельности органов управления и сил единой системы;

в) обеспечение согласованности действий территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций при решении задач в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, а также восстановления и строительства жилых домов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, производственной и инженерной инфраструктуры, поврежденных и разрушенных в результате чрезвычайных ситуаций;

г) рассмотрение вопросов о привлечении сил и средств гражданской обороны к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, установленном федеральным законом.

Постоянно действующими органами управления единой системы являются:

на муниципальном уровне – сектор по делам ГОЧС администрации Зимовниковского муниципального района, специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны;

на объектовом уровне - лица, уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны.

Органами повседневного управления муниципального звена являются:

на муниципальном уровне - единая дежурно-диспетчерская служба Зимовниковского муниципального района;

на объектовом уровне - дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).

Телефоны Единой дежурно-диспетчерской службы Зимовниковского муниципального района: 33-505, мобильный – 112, режим работы круглосуточный.

Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика